суббота, 19 августа 2017 г.

Процесс изготовления орудий труда

древние орудия труда
С изготовлением орудий труда процесс производства получает свою собственную, внутреннюю основу развития и не зависит уже более от воли случая, от того, какое орудие «изготовит» для человека природа: практически она вся (при известной доработке и изменении) может стать либо предметом, либо средством труда. Но если процесс изготовления и применения орудия рассматривать с гносеологической точки зрения, то он предстает как практически совершающийся акт идеализации (обобщения), то есть представляет собой своеобразный конкретно-чувственный аналог мыслительного процесса.
И вполне закономерно, что на его основе психическая деятельность животного, активно опосредуя этот тип предметных действий, осуществляет прорыв в качественно новую область своего развития — абстрактное мышление. Именно практика, как подчеркивал В. И. Ленин, миллиарды раз повторяясь, закреплялась в психической структуре формировавшихся людей в виде логических фигур', выражавших существенные связи и отношения предметного мира. Таким образом, изготовление орудия труда, преобразовательный процесс неизбежно порождают теоретическое отношение к миру.

Аналогичным образом происходит и формирование эстетического отношения, которое в своем становлении не могло не опираться на теоретическую модель мира, однако его появление обусловлено иной причиной, нежели появление теоретического отношения: ею является необходимость в преобразовательном процессе овладения мерами вещей. Мера, как известно, представляет собой качественно-количественную определенность, выражающую и качественную специфичность, и границу бытия данного качества в классах и группах вещей. Таким образом, мера отдельно взятой вещи — величина вариативная, она может осуществляться в большей или меньшей степени. Выход за пределы меры означает утрату данной вещи, но в пределах мерных границ мера конкретной вещи может выражать качественно-количественную определенность с различной степенью оптимальности.